ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Все страны и города
Войти
Возможные планы создания антивоенной международной коалиции

Возможные планы создания антивоенной международной коалиции

15.07.2023 13:31:53

«Евразия сегодня» продолжает серию публикаций некоторых глав книги Сергея Глазьева «Китайское экономическое чудо. Уроки для истории и мира», выпущенной издательством «Весь мир» в 2023 году. 


РАЗДЕЛ 5

Стратегическое партнёрство Китая и России как основа большого евразийского партнёрства и становления нового МХУ

ГЛАВА 11 Прекращение мировой гибридной войны

11.6. Возможные планы создания антивоенной международной коалиции на основе отражения общепланетарных угроз существованию человечеству

 

Россия и Китай, имеющие опыт глобального лидерства, могли бы дать импульс к объединению ресурсов для достижения целей выживания и развития человечества на взаимовыгодной основе со справедливым распределением выгод и затрат среди участников. Для начала в качестве целей можно выбрать решение проблем нейтрализации очевидных угроз безопасности человечества, в отношении которых нетрудно добиться консенсуса и для решения которых требуются крупномасштабные инвестиции в НИОКР и создание производств нового технологического уклада.

 

Примером такого подхода к разрядке международной напряженности и устранению угроз мировой войны при переходе к новым технологическому и мирохозяйственному уклада могла бы стать совместная разработка глобальной системы защиты от астероидно-космической опасности (АКО) странами G20. В конце ХХ в. было научно доказано наличие угрозы катастрофических столкновений с Землей астероидов и ядер комет, обладающих огромной кинетической энергией. В результате подобных столкновений человечество может быть уничтожено мгновенно или быть отброшено в своем развитии на столетия назад. Следовательно, АКО необходимо рассматривать как вызов человечеству в целом, а также государственным и международным структурам, обеспечивающим безопасность.

 

Примерами реальности этой угрозы могут служить падение Тунгусского метеорита в июне 1908 г. и «Бразильской тунгуски» в сентябре 1930 г., которые сопровождались взрывами мощностью в мегатонны в тротиловом эквиваленте. В 2009 и в 2012 гг. рядом с Землей пролетели астероиды диаметром 50 и 40 м, которые были обнаружены менее чем за неделю перед возможным столкновением. В 2029 г. прогнозируется сближение с Землей астероида Апофис, а в 2048 г. – астероида диаметром 130 м c вероятностью столкновения в 0,0005%. Это столкновение будет иметь летальные последствия для современной земной био- и ноосферы. Хотя вероятности этих событий оцениваются в сотые доли процента, частота появления астероидов вблизи от Земли весьма высока, и оно часто оказывается неожиданным.

 

Ответом на угрозу АКО может стать создание международной Системы планетарной защиты (СПЗ). В период холодной войны были созданы практически все базовые компоненты СПЗ – ракетно-космическая техника, ядерное оружие, средств связи и т.п. В США и Западной Европе, ведутся систематические научные исследования по обнаружению опасных небесных тел. После падения Челябинского метеорита и недавним близким пролетом астероида «Хэллоуин» в 2016 г. в НАСА был создан Отдел по координации планетарной обороны.

 

Основой для создания СПЗ может послужить разработанный в России концептуальный проект международной СПЗ «Цитадель». Он предусматривает проведение больших поисковых и прикладных исследований в перспективных направлениях развития науки и техники, которые дадут мощный импульс становлению нового технологического уклада. Высокотехнологическая промышленность получит крупные заказы для разработки и освоения новых технологий, что снизит стимулы к милитаризации как средству перехода к новому технологическому укладу.

 

Масштаб этой задачи требует концентрации глобальных интеллектуальных, научно-технических и информационных ресурсов. Она может быть решена только на основе объединения научно-технических потенциалов России, США и других ведущих стран мира на основе соответствующей международной программы. Развертывание широкого международного сотрудничества на базе такой крупномасштабной программы будет способствовать укреплению доверия между странами и сдерживать конфронтационные тенденции. Реализация такой программы гораздо лучше, чем взаимные ограничения, будет способствовать обеспечению безопасности человечества путем создания системы мировой противоракетной обороны в отношении несанкционированных запусков.

 

Для реализации данной программы могут быть задействованы финансовые инструменты, способствующие макроэкономической стабильности. Некоммерческую часть программы можно финансировать не взносами сторон, как это делалось в уходящем МХУ, а за счет введения общемирового налога на финансовые спекуляции. Финансирование коммерчески реализуемых составляющих программы возможно осуществлять за счет долгосрочных займов и Мирового банка и других международных финансовых организаций, размещаемых под гарантии участвующих в проекте государств на 20–30 лет.

 

Для управления программой должна быть создана соответствующая международная организация, отвечающая за планирование и реализацию программы, в распоряжение которой передаются собранные средства. Такая организация может быть создана на паритетных началах заинтересованными государствами G20. Расходование средств может осуществляться ею в соответствии с процедурами закупок, принятыми Мировым банком. При этом результаты НИОКР, получаемые в ходе реализации программы, должны носить публичный характер, а их разработчики – получать права на их коммерческое использование.

 

Данная инициатива одновременно реализует задачи: развития нового технологического уклада, критически важные для преодоления структурного кризиса в передовых странах; связывания избыточных денег, эмитируемых их денежными властями, что необходимо для стабилизации мировой финансовой системы; доступа к новейшим технологиям для развивающихся стран, необходимых им для преодоления отставания; снижения стимулов для милитаризации и гонки вооружений, что дает возможность разрядки нарастающей военно-политической напряженности; и, вероятно, создания системы нейтрализации космических, а также иных угроз существованию человечества.

 

Еще одной глобальной инициативой, способной объединить страны в формировании нового мирохозяйственного уклада, может стать создание общемировой системы обеспечения продовольственной безопасности. Выше уже приводилась оценка сельскохозяйственного потенциала планеты на основе использования комплекса современных технологий, которая свидетельствует о возможности полноценного пропитания 25 млрд человек. Из этого следует, что проблема голода является следствием действующей системы производственных и распределительных отношений, а не истощения плодородия и ограничения площади посевных земель. Внедрение достижений нового технологического уклада в сельском хозяйстве снимает эти ограничения, в очередной раз опровергая аргументы мальтузианцев.

 

Введение глобального налога на валютные и финансовые спекуляции даст возможности финансирования предлагаемых ниже мер по обеспечению глобальной продовольственной безопасности, под которой мы понимаем:

 

• предотвращение резких всплесков цен и падений предложения продовольственных товаров, а также существенных ухудшений экономических условий их производства и поставок;

• преодоление явлений массового голода и систематического недоедания в любом из регионов мира;

• недопущение массового потребления опасных для здоровья продовольственных товаров.

 

Ниже излагается перечень мер по решению задач продовольственной безопасности.

 

1.    Для предотвращения резких всплесков цен на продовольственные товары:

• развертывание сети бирж продовольственных товаров, расположенных в разных регионах мира и независимых друг от друга;

• установление ограничений по срокам заключения фьючерсных контрактов по продовольственным товарам;

• создание под эгидой международной продовольственной организации системы мониторинга состояния продовольственных запасов, организуемых государствами и коммерческими организациями;

• создание глобальных резервных фондов продовольственных товаров, администрируемых уполномоченными международными организациями.

 

2.    Для предотвращения резкого падения предложения продовольственных товаров:

• создание глобальной системы мониторинга угроз падения производства сельскохозяйственных товаров вследствие стихийных бедствий, распространения инфекций и вредителей с введением механизма ослабления ограничений ВТО по предоставлению сельскохозяйственных субсидий в пострадавших странах;

• создание глобальной системы оказания оперативной помощи нуждающимся странам по предотвращению и нейтрализации угроз распространения инфекций и вредителей сельскохозяйственных растений и животных поставками соответствующих вакцин, пестицидов, техники;

• формирование системы международных резервов земельных ресурсов, которые могут предоставляться во временное бесплатное использование сельскохозяйственных организаций под обязательство выращивания соответствующих сельскохозяйственных товаров.

 

3.    В целях борьбы с массовым голодом и недоеданием населения:

• создание под эгидой ООН глобальной системы закупок и компенсационных поставок продовольственных товаров в регионы, пострадавшие от стихийных бедствий, техногенных катастроф, вооруженных конфликтов;

• исключение из сферы действия международных санкций поставок продовольственных товаров.

 

4.    В целях недопущения массового потребления опасных для здоровья продовольственных товаров в дополнение к уже существующим методам сертификации, санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля в связи с появлением принципиально новых продуктов питания, изготовленных из генетически модифицированных организмов, а также с учетом новых технологических возможностей контроля, расширяющихся по мере развития нового технологического уклада, необходимо разработать и, при содействии Мирового банка, реализовать всемирную программу действий, предусматривающую:

• принятие системы международных стандартов генноинженерных и клеточных технологий;

• разработку и принятие технических регламентов производства продовольственных товаров с использованием генетически модифицированных организмов и полученного из них сырья;

• метрологическое обеспечение систем сертификации и контроля качества продовольственных товаров на предмет их соответствия указанным выше техническим регламентам, а также разработку и производство необходимого для этого оборудование, его широкое применение.

 

5.    Для обеспечения нормальных условий расширенного воспроизводства сельскохозяйственных товаров с использованием высокоэффективных технологий нового технологического уклада необходимо установить следующие ограничения возможности злоупотребления монопольным положением со стороны их правообладателей:

• не защищать права интеллектуальной собственности на использование генетически модифицированных организмов или ограничить срок предоставляемой защиты тремя годами;

• обязать кампании – производители семян генетически модифицированных растений гарантировать покупателям многолетние (не менее десятилетия) продажи по установленным ценам;

• запретить введение каких-либо ограничений на оборот семенного материала;

• ввести обязательные требования для производителей и продавцов семенного материала генетически модифицированных организмов по публикации информации об используемых при их производстве технологиях.

 

 

Переход от принципа взаимных ограничений к принципу международного сотрудничества позволяет продвинуться и в решении климатических проблем. Становление нового технологического уклада и модернизация экономики на его основе позволяют резко сократить энерго-, материало- и ресурсоемкость производства. В частности, применение нанотехнологий при производстве и покрытии конструкционных материалов позволяет на порядок увеличить их износостойкость и продлить сроки службы, в солнечной энергетике – отказаться от сжигания углеводородов, применение светодиодов – на порядок снизить расходование электроэнергии на цели освещения, нанопорошков – повысить эффективность конструкционных материалов и топлива, клеточных технологий в медицине – отказаться от многих химических препаратов. Современные технологии многократно повышают эффективность переработки и утилизации отходов, позволяют замкнуть многие технологические производства, сделав их безотходными. Структурная перестройка, модернизация и развитие экономики на основе нового технологического уклада позволяют повышать объемы производства и народного потребления без увеличения расходования природных ресурсов при снижающемся уровне загрязнения окружающей среды.

 

Для содействия устойчивому развитию и «зеленому росту», а также борьбе с изменением климата целесообразно принять следующие меры:

 

В целях стимулирования широкого распространения энерго и ресурсосберегающих технологий:

• составить перечень рекомендуемых для широкого применения энерго- и ресурсосберегающих технологий, включив их распространение в задачи ЮНКТАД;

• разработать и внедрить механизм бесплатной передачи этих технологий с субсидирования расходов на получение лицензий и оплату прав интеллектуальной собственности;

• кардинально расширить использование передовых энерго и ресурсосберегающих технологий с использованием инструментов Мирового банка для кредитования соответствующих инвестиционных проектов, рекомендуемых ЮНКТАД;

• разработать модельные законы по стимулированию энерго и ресурсосбережения с целью их принятия национальными властями «двадцатки» и другими заинтересованными странами;

 

В целях справедливого распределения издержек по снижению загрязнения окружающей среды усовершенствовать и реанимировать механизмы Киотского протокола, предусмотрев:

• их распространение на выброс всех регистрируемых загрязняющих веществ;

• участие транснациональных корпораций;

• введение экологического налога на импорт товаров из стран, не участвующих в данном соглашении.

 

Рекомендовать странам «двадцатки» провести гармонизацию экологического законодательства, стремясь к унификации платежей за загрязнение окружающей среды и штрафов за сверхнормативные выбросы, механизмов финансирования экологических мероприятий за счет целевого использования упомянутых платежей и штрафов. Необходимо разработать соответствующие рекомендации на основе экономической оценки расходов на очистку окружающей среды от загрязнения, превышающего ее ассимиляционный потенциал.

 

Исключить из перечня запрещенных ВТО субсидий государственные расходы и налоговые льготы, предоставляемые на стимулирование природоохранной деятельности предприятий, включая утилизацию отходов, установление очистных сооружений, внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий.

 

В целях стимулирования расширения использования солнечной и ветровой энергетики:

• рекомендовать национальным властям освобождать от обложения налогами на имущество и недвижимость объекты солнечной и ветровой энергетики, а продажу генерируемой на них электроэнергии – от косвенных налогов;

• в рамках восстанавливаемых механизмов Киотского протокола предусмотреть возможность предоставления субсидий на инвестиции в создание мощностей по генерации солнечной и ветровой электроэнергии пропорционально выбросам с эквивалентных мощностей тепловой энергетики;

• рекомендовать ВТО не рассматривать указанные выше льготы и субсидии в качестве запрещенных.

 

В целях стимулирования электрификации автомобильного транспорта рекомендовать национальным властям освободить продажу электромобилей от косвенных налогов, а также последовательно повышать акцизы на моторное топливо. Аналогичные меры предпринять для стимулирования спроса на автомобили с водородным двигателем.

 

Для обеспечения мониторинга климатических процессов, объективного анализа влияющих на них факторов, прогнозирования процессов изменения климата и их моделирования с учетом последствий для жизнедеятельности человечества стимулировать создание глобальной исследовательской сети с привлечением средств мирового и национальных экологических фондов.

 

В целях расширения источников финансовой поддержки распространения экологически чистых технологий и экологических расходов и сдерживания военных конфликтов рекомендовать введение глобального налога на военные расходы, сборы по которому направлять на экологические нужды под контролем уполномоченных ООН международных организаций. Для уклоняющихся стран предоставить возможность введения соответствующего налога на импорт их продукции.

 

Предлагаемая система мер по реформированию глобальной валютно-финансовой системы и международных финансовых институтов, развертыванию крупномасштабных международных программ обеспечения безопасности человечества нацелена на обеспечение стабильных, справедливых и взаимовыгодных условий движения денег и технологий. Их реализация позволит перевести мировой финансовый рынок из турбулентного в стабильный режим, избежать катастрофических сценариев эскалации военно-политической напряженности или неконтролируемого обрушения существующей глобальной валютно-финансовой системы, создать необходимые условия для перехода к устойчивому экономическому росту на основе развития нового технологического уклада и совместного формирования институтов нового мирохозяйственного уклада.

 

Даже в разгар мировой войны можно и нужно думать о мирном решении проблем, объективно обусловленных сменой МХУ. Успех предложенных выше инициатив зависит, главным образом, от благоразумия американской властвующей элиты. Возможно, под давлением нарастающего хаоса и социально-политического напряжения внутри США здравый смысл восторжествует, и руководство США откажется от претензий на глобальную гегемонию и пойдет навстречу объективной необходимости перестройки мирового порядка на принципах интегрального МХУ. Но, скорее всего, само по себе это не произойдет. Слишком укоренился образ сверхсилы в сознании властно-финансовой олигархии. Для его отрезвления потребуются серьезные аргументы, объясняющие бесперспективность нарастающей американской агрессии и неприемлемый ущерб от ее продолжения для нее самой.

Другие Актуальное

«Прогулка философа» в Японии, Уокинг-стрит во Вьетнаме, Фонтаньяс в Индии, Бунд в Китае и Джонкер-стрит в Малайзии. Выйти на улицы Азии – от цветущего Токио до шумного Хошимина – это все равно, что попасть в царство, где история и традиции встречаются с технологиями и современностью.

29.11.2023 16:22:30

Не только желание обеспечить свою энергетическую безопасность за счёт нефти и газа государств Центральной Азии формирует спектр стратегических интересов Индии. Стремление стать сильным региональным игроком также входит в задачи политики Нью‑Дели на этом внешнеполитическом направлении.

29.11.2023 13:04:52

Национальная команда Казахстана провела свой лучший отборочный турнир на крупные международные соревнования и побила несколько исторических рекордов.

28.11.2023 19:19:20

Страны-участники содружества активно участвуют в развитии и внедрении бесконтактных платежей, электронных кошельков и другой электронной коммерции, которая пользуется популярностью у местного населения.

28.11.2023 19:16:54