Сергей Костарев: «Мы не знаем реальную ситуацию с воздухом»

05 Июль 2019 08:27
Сергей Костарев: «Мы не знаем реальную ситуацию с воздухом»

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект о проведении в 2020-2024 годах в ряде регионов РФ эксперимента по квотированию выбросов. Эксперимент  планируется провести с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года в городах Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.

Глава комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов  отметил, что эксперимент будет проведен в городах, испытывающих серьезное воздействие на атмосферный воздух со стороны предприятий-загрязнителей.

В эксклюзивном интервью Международному пресс-центру «МКР-Медиа» председатель ассоциации «Экологический комитет», профессор ОмГУПС Сергей Костарев рассказал, что ждать от нового закона.

«Омск попал в список городов, где атмосферный воздух существенно загрязнен уже давно. Теперь государство решило поэкспериментировать и отладить технологию улучшения воздуха на жилых территориях. Собственно говоря, уже десятилетиями органы государственной власти в России ограничивают выбросы загрязняющих веществ, поэтому вряд ли можно назвать новый цикл повышенного внимания к этой проблеме, чем-то очень уж инновационным. Разве что использовано необычное слово «квотирование». Но на мой взгляд, это не совсем точный термин, который вносит сумятицу в уже устоявшуюся терминологию, где есть предельно допустимые выбросы (ПДВ), предельно допустимая концентрация (ПДК), нормативы, лимиты, фоны и т.д. Но если разбирать представленный текст проекта закона по сути, то можно увидеть, что делается упор на первоначальное обследование территории, как можно понять из текста об эксперименте «особого порядка регулирования выбросов на основе сводных расчетов с учетом целевых показателей снижения выбросов». В действующем законе тоже есть указание на необходимость учета фонового загрязнение, но, как правило, величина фонового загрязнение бралась по результатам наблюдения на сети мониторинга Гидромета, которая не давала адекватной оценки состояния воздуха. В результате, предприятиям разрешалось выбрасывать больше, чем можно было исходя из реальной ситуации. Это именно то слабое место, на которое уже в середине 90-х годов в Омске указывали и природоохранные органы, и эксперты. Тогда Госкомэкологии Омской области даже организовал специальную работу по сводным расчетам выбросов в городе (практически впервые в России), причем планировалось учитывать не только стационарные источники, но и автотранспорт, и выброс от усадебной застройки (частного сектора). К сожалению, Госкомэкологии как орган государственного управления в сфере охраны окружающей среды, ликвидировали весной 2000 года, и работа по сводному расчету не была закончена. Были только проинвентаризированы все стационарные источники, составлен соответствующий банк данных, а также проведены обследования автотранспортной системы и построена модель расчета выбросов от нестационарных источников».

Как отмечает Сергей Костарев, сейчас практически никто не знает реальную ситуацию с загрязнением воздуха.

«За прошедшие десятилетия ситуация с реальной оценкой состояния воздуха в Омске так и не была выяснена, но опосредовано, через наблюдаемый рост экологозависимых болезней, было видно, что экология в Омске плохая. Однако по показателям системы мониторинга Гидромета, качество воздуха у нас постоянно улучшалось. Объяснений здесь несколько. Это и неполная программа наблюдения (нет обязательного ночного измерения), и малое количество постов (для Омска оно должно быть не менее 20, а реально было от 6 до 10), и исключение традиционных приоритетных загрязнителей из перечня наблюдаемых, в связи с отсутствием методики измерения (ацетальдегид). Но факт остается фактом: мы не знаем реальную ситуацию с воздухом в городе, а следовательно, невозможно разработать хорошую программу мероприятий по оздоровлению среды. Полагаю, что в других городах из экспериментального списка ситуация похожая. Потому очень хорошо, что в законе о квотах делается упор на сводные расчеты, исходя из которых и будут устанавливаться ограничения. Плохо то, что в тексте я не увидел упора на автотранспорт, как самый главный источник загрязнения, который обязательно надо учитывать в сводных расчетах, как и усадебную застройку. Иначе мы получим опять искаженную картину реальной ситуации, а усилия по регулированию выбросов предприятий не дадут ожидаемого эффекта», - обозначил проблемные точки эксперт.

Андрей Курников


Календарь событий
24 окт
Пресс-конференция о Фестивале единоборств, приуроченном к Российско-Казахстанскому форуму межрегионального сотрудничества подробнее >>

23 окт
Пресс-конференция "VIII Сибирский международный фестиваль органной музыки" подробнее >>

21 окт
Пресс-конференция "Капитальный ремонт МКД: поддержка собственников жилья" подробнее >>

Посмотреть все >>