ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Все страны и города
Войти
Ирина Величка: «Любовь к пению я несу через всю свою жизнь»

Ирина Величка: «Любовь к пению я несу через всю свою жизнь»

06.02.2024 13:00:00

Новым собеседником манга-поп-певицы Katrin в рамках рубрики «ДК» («Дом культуры») стала оперная певица, лауреат многочисленных российских и международных конкурсов и фестивалей оперных исполнителей Ирина Величка. Она рассказала о том, почему решила связать свою жизнь с музыкой, каким получился ее опыт выступлений на международных конкурсах и о том, как в числе ее зрителей и поклонников творчества оказались первые лица государств.


– Ирина, расскажите о своем родном городе и первых шагах в музыке: с чего начинался ваш творческий путь?

Я родилась в Волгограде в семье военнослужащих. Отец уроженец Беларуси, родился в городе Щучин, он с детства хотел быть военным и сам исполнил свою мечту. Служил в химических войсках в разных городах, поэтому за все время обучения я сменила 6 школ.

Мама родилась в Волгограде и пела в ансамбле «Октет» у Моисеева Анатолия. Они ездили выступать по всей области, их показывали по ТВ. Занимались они в ДК им. Ленина, этот Дом культуры существует и по сей день, но сейчас там располагается театр «Царицынская опера». Мама творческий человек, но, когда ты становишься женой военнослужащего, твоя жизнь уже тебе не принадлежит.

Мои воспоминания о детстве очень добрые: выступать я любила с раннего детства, я знала много стихов и помню, как родители возили меня в Крым на отдых. Именно там, на пляже, когда мне было 3-4 года, я вставала на самый большой камень и читала стихи всем отдыхающим!


– А подражали ли кому-то из мэтров эстрады в детстве? Были кумиры?

В 6 лет в детском саду я уже брала скакалку (это был воображаемый микрофон) и просила всех собраться, так как будет концерт. Воспитателям я говорила, чтобы объявляли: «Сейчас поёт Алла Пугачёва!». Для меня эта женщина и по сей день является любимой и великой певицей! Она подарила мне любовь к песне, познакомила с миром музыки, сцены, именно она определила мою судьбу – стать певицей. Эту любовь к пению я несу через всю свою жизнь благодаря Алле Борисовне.

Ну а музыкальный руководитель детского сада просто завораживала меня своей игрой на пианино! Благодаря ей я захотела научиться играть на этом инструменте. Но даже после того, как я отучилась год на подготовительном отделении фортепиано, меня не взяли в музыкальную школу, и я прекрасно помню, как папа ходил к директору, после чего я была всё-таки зачислена. Я прекрасный пример того, что никто не может увидеть и определить по экзаменам уровень таланта или перспективы развития человека. Я убеждена, что все должны поступать и учиться без каких-либо экзаменов.

 

– Ирина, вы жили и учились в разных городах нашей необъятной страны, а какой город вам больше всего запомнился в музыкальном плане?

Наверное, Магадан. На гастроли приезжал Леонид Сметанников! Весь город был в его афишах. Мои родители тоже купили билеты, и, хотя меня на концерт не взяли, я знала, что Сметанников это что-то недосягаемое, что он Певец и Артист с большой буквы! Детские впечатления очень сильные. Его ария Грязного из оперы Николая Римского-Корсакова «Царская невеста» просто шедевр, она у меня до сих пор в ушах!

Вообразите мой шок, когда я узнала, что на прослушивании при поступлении в Саратовскую консерваторию меня будет слушать именно он! Тогда я все еще пребывала под детскими впечатлениями, но ему ничего не сказала. Его заинтересовала моя программа. Когда я объявила, что пою III часть из Мотета Exsultate, jubilate В. А. Моцарта «Аллилуйя», он спросил, чем же я буду заканчивать консерваторию, если таким произведением я начинаю.

 

– Ирина, расскажите о созданном вами в Москве «Независимом конкурсе оперных исполнителей имени Милады Ярешко».

Милада Семёновна Ярешко это мой педагог по вокалу, у которой я училась в Саратовской консерватории. В память о моём педагоге я назвала конкурс.

Я нашла нужных людей, которые сделали все, чтобы конкурс состоялся! Я обращалась в управления по культуре разных округов Москвы, и меня поддержали депутат Московской городской Думы Евгений Герасимов, начальник по культуре ЦАО Ромуальд Крылов-Иодко, начальник по культуре СВАО Нина Нелюбова, председатель исполкома Международной конфедерации союзов художников России, стран СНГ и Балтии Масут Фаткулин, председатель совета ассоциации «Гильдия ювелиров России» Гагик Геворкян и другие. Сначала это был конкурс только для вокалистов, а позже к ним добавились пианисты и концертмейстеры. Приезжали члены жюри из Италии Пина Наполитано и американец Джон Андерсон (сейчас они оба живут в Италии). Пина проводила мастер-класс для участников конкурса в номинации «Фортепиано», было много интересного, но после V, юбилейного, конкурса, к сожалению, у меня не было возможности продолжить эту историю. Но я надеюсь, что смогу возобновить конкурс и дать ему второе дыхание.

 

– Вы сами участвовали и побеждали в различных международных конкурсах в России и за границей. Насколько этот опыт вам помог?

Мое профессиональное обучение пришлось на 90-е годы. Тогда не было компьютеров в том объёме, в котором они присутствуют в нашей жизни сейчас, не было доступа в интернет, быстро узнавать какую-то информацию было невозможно. Я сама приезжала из Волгограда в Москву, искала Министерство культуры, там искала информацию по конкурсам, изучала положения и выбирала, куда я могу поехать. Я была на разных конкурсах в России и за рубежом. Это всё было очень дорого и сложно, но я благодарна родителям за поддержку.

Я была в Астрахани на конкурсе имени Михаила Глинки, который знают как конкурс Ирины Архиповой. И, несмотря на то что я там ничего не взяла, меня всё равно заметили и пригласили для выступления в концертном зале «Россия».

Первый конкурс, в котором я завоевала 1-е место,  «Золотой соловей». Председателем жюри тогда был Георгий Струве, а конкурс проходил в городе Железнодорожный в Московской области.

Я участвовала в нескольких смотрах, откуда возвращалась ни с чем, но тут же анализировала этот опыт и шла покорять следующий конкурс. Когда выезжала в Болгарию, я поняла, в чём моя ошибка. И, уже осознав, как лучше действовать, поехала в Италию, в Абруццо. Потом уже была Греция, откуда я привезла вторые места.

Конкурсы и фестивали для творческого человека – это очень важно!

В Италии я взяла второе место, потому что первое никому не присудили. Я исполняла в программе полонез Эльвиры из оперы Винченцо Беллини «Пуритане», а у меня в нотах не было полных каденций, которые есть в нотах оригинала, поэтому баллы снизили. После награждения я успела заглянуть только в пару магазинов, купила ноты и детские пинетки с головой игрушечного зайца… А через 10 лет я родила сына, и они дождались своего часа!

 

– Расскажите о конкурсе в Греции. Как он проходил?

– В Греции я была на острове Родос. Первый тур состоялся в театре, второй тур проходил на открытой сцене в старом городе при огромном количестве зрителей. От конкурса осталось прекрасное впечатление, несмотря на то что любое состязание – это безумное волнение. Я прибыла чуть раньше и застала окончание хорового конкурса-фестиваля. Я была в приятном шоке, увидев и услышав победителей – хор из Индонезии. Такого уровня я больше никогда не встречала! Это было что-то потрясающее – с национальными элементами, с наичистейшей интонацией и вдобавок с танцами! В Греции я тоже взяла второе место, тогда все места были распределены между оперными певцами из России!

Пройдя этот путь, я поняла, что далеко не каждый может позволить себе такую поездку. Именно поэтому я создала свой Независимый конкурс оперных исполнителей.

 

– Был еще международный вокальный конкурс «Путевка к звездам», президентом которого вы являетесь. Участники каких стран были на нем представлены и в каких жанрах они исполняли свои произведения?

– Именно конкурс «Путёвка к звёздам» был первым. Он многожанровый, постепенно участников становилось всё больше и больше, они приезжали из стран ближнего и дальнего зарубежья: Беларуси, Украины, Молдавии, Казахстана, Израиля… Изначально конкурс проходил в День города Москвы на сцене парка Лианозово, потом мы проводили его и в Химках в парке имени Величко, и в большом зале учебно-методического центра по ГО и ЧС города Москвы… Мы выступали на разных площадках.

И, кстати, члены жюри Пина Наполитано и Джон Андерсон вначале приезжали на этот конкурс, а потом уже – на оперный.

 

– Ирина, давайте поговорим о ваших гастролях в Китае. Что впечатлило вас больше всего в Поднебесной и появились ли у вас новые поклонники? Есть желание повторить этот опыт?

– Я тогда работала солисткой Волгоградской областной филармонии. В Китай я поехала вместе с волгоградским танцевальным ансамблем «Улыбка», которым руководит Татьяна Миронова. Планировались гастроли на шесть месяцев, но потом коллектив получил предложение их продлить, и все остались ещё на два с половиной месяца. Я работала в Китае в 2002-2003 годах.

Это совершенно другая страна и другой мир, начиная от климатических условий и заканчивая культурой и традициями… Основное мое место работы было в городе Шэньчжэне, а на какие-то мероприятия мы выезжали в другие города Китая (Шато Джао, Гуанчжоу, Гуандун).

Мы работали на знаменитом среди русских людей авианосце «Минск». У него интересная судьба, он прошел разные этапы своей «жизни». И мы работали, когда «Минск» перешёл уже в Китай: его переоборудовали и превратили в культурный и развлекательный центр. Он находился рядом с берегом, но попасть на него можно было только по специально сделанным мостикам. Это был огромный русский центр с разными зонами, там проходили экскурсии, находилось много наших экспонатов: скафандры космонавтов, чучела собак Белки и Стрелки. Ну и, конечно, то, без чего русский человек не может жить, – это чёрный хлеб и селёдка. Было много что представлено из русской культуры; можно было посмотреть фильм-историю самого авианосца «Минск»: как его спускали на воду, как он нёс боевую службу; можно было сфотографироваться с боевыми самолётами, которые стояли на верхней палубе авианосца. Внутри, в самом центре авианосца, был оборудован концертный зал, там мы и выступали.

Китайцы очень интересовались русской культурой, хотели побольше о ней узнать, с нами знакомились, пытались сразу учить русский язык. Они очень хорошо знают наши песни и поют их и на русском, и на китайском языках! Там я выучила песню на китайском языке «Я люблю Китай». Меня узнавали на улицах, махали мне, выкрикивая название китайской песни. Им очень нравилось, как я пела их песню! Она очень красивая, но её не исполнит неподготовленный певец: у неё большой диапазон, нужно обладать хорошей вокальной техникой, чтобы её спеть. Я её как-то пела в Москве на открытии чайного дома.

Во время наших гастролей сами китайцы очень дружелюбно нас встречали, знакомились, угощали фруктами и деликатесами. Когда мне дали в первый раз тростниковую палку, я не знала, что с ней делать. Поняв, что я в замешательстве, молодой человек показал, как её кусать, жевать и потом выплёвывать остатки себе под ноги. Я не смогла съесть её на людях, но попробовала дома. И была удивлена, какая она сочная и сладкая.

 

– Продолжая тему китайской еды, насколько она вас впечатлила?

– К деликатесам относятся куриные лапки с ногтями, которые мы вообще не употребляем в пищу. Они как-то специально готовятся и потом подаются на стол. Это интересное зрелище! Или чёрные яйца с синими «желтками», которые месяц пролежали в солёной воде…

Сердце обливалось кровью, когда я видела перед ресторанами клетки с живностью: в Китае едят кошек, собак, змей… Мозг отказывался это принимать!

Чтобы попасть на рынок, я долго привыкала к запаху, мне там вообще не хватало воздуха, ведь влажность очень высокая, но зато это было очень хорошо для кожи: кремами можно было вообще не пользоваться!

 

– В вашей биографии есть интересный факт: вы выступали перед Нурсултаном Назарбаевым и на концерте в честь инаугурации Александра Лукашенко, в числе ваших зрителей были и первые лица Правительства России. Насколько психологически сложно держать марку в данном случае?

– Это просто ответственные выступления. Когда планировался концерт для президента Казахстана, его несколько раз переносили. Это было мучительно: то взяли билеты, то сдали билеты, то прибыли уже в Астрахань, а нас опять развернули. И только на пятый раз он состоялся! Я была уже готова ко всему. Тогда в концерте были задействованы Нурлан Бекмухамбетов, Ирина Крутова, играла нам Анна Погодина – известный концертмейстер. Выступление проходило в огромном восточном шатре, нас везде сопровождали люди с оружием, а на выходе из-за кулис тоже стоял молодой человек с огромным автоматом. Какого-то страха эти люди не вызывали, наоборот, давали ощущение полной безопасности. Нам нельзя было снимать и приносить фото- и видеоаппаратуру. Я, конечно, очень волновалась, но старалась виду не показывать. Со мной президент Нурсултан Абишевич разговаривал, интересовался, откуда я, хвалил мой голос и просил спеть ещё. У этого человека очень сильная энергетика. Было ощущение, что он взглядом тебя просто насквозь пронзает. В целом же поездка получилась прекрасной!

Конечно, когда я только начинала петь, я не могла и мечтать о том, что в моей жизни встретятся такие люди, что я буду выступать перед ними. Но жизнь мне подарила череду встреч с потрясающими личностями и, надеюсь, подарит ещё не раз!

В 2006 году я была приглашена в Минск, где на Октябрьской площади проходил концерт, посвящённый инаугурации президента Республики Беларусь Александра Лукашенко. Тогда я привезла сувенир из Волгограда – «Родину Мать». Я передала его в музей прямо на сцене во время выступления, а потом мы все вместе со зрителями пели знаменитую «Катюшу»! Так как у меня отец – белорус, он очень гордится этим фактом! Он написал и издал целую книгу стихов в поддержку президента Беларуси.


– О чем сейчас мечтает Ирина Величка, что вдохновляет вас по жизни?

– В настоящее время у меня не одна мечта, а много. Мечтаю, чтобы в мире наступил мир. Мечтаю, чтобы все мои близкие люди были здоровы и мы больше никогда не сидели на локдауне. Мечтаю, чтобы решился, наконец, наш затянувшийся жилищный вопрос. Мечтаю возобновить мои конкурсы для вокалистов, чтобы была возможность петь. И, конечно, чтобы вернулась Алла Пугачёва, это тот человек, который всегда меня вдохновлял, я так хочу с ней познакомиться лично!


Katrin

Фото предоставлены героиней публикации

Другие Интервью

Доцент кафедры эстрадно-джазового пения Института современного искусства – о том, как пересекаются в ее жизни театр и музыка, насколько сложно обучать вокалу будущих актеров и о том, как создается музыкальное оформление спектаклей.

21.02.2024 14:11:38

Профессиональный путешественник, писатель, режиссер документальных фильмов, организатор Международного кинофестиваля TRAVEL FILM – о том, какое путешествие принято считать кругосветным и реально ли обойти всю планету пешком. А также о том, как появилась идея первого кинофестиваля и легко ли это – путешествовать, глядя в камеру.

20.02.2024 12:23:49

Политический аналитик – о выгодах, которые страны Евразийского экономического союза могут получить от соглашения о свободной торговле с Ираном, а также о том, какие сектора иранской экономики выиграют от этого договора.

16.02.2024 12:47:36

Нарек Айвазян, учредитель объединения 1dram, выпустившего комикс-адаптацию поэмы Ованеса Туманяна «Взятие крепости Тмук», и художница Кристина Аванян – об особенностях работы над историями в картинках, о причинах роста их популярности в Армении, а также о дальнейших творческих планах.

14.02.2024 18:23:56