ПРОСТРАНСТВО ВОЗМОЖНОСТЕЙ
Все страны и города
Войти
Людмила Лаврова: «Мое дело – рассказать историю так, чтобы она легла на сердце кому-то еще»

Людмила Лаврова: «Мое дело – рассказать историю так, чтобы она легла на сердце кому-то еще»

13.09.2023 09:00:00

В рамках Московской международной книжной ярмарки состоялась презентация книги современной писательницы Людмилы Лавровой «Там, где живет надежда. Теплые истории о нашей жизни». В ней лауреат национальной литературной премии «Писатель года – 2022» собрала самые трогательные, наполненные теплотой рассказы, ранее опубликованные в личном блоге. В основе каждого – истории реальных людей и их жизни: с горестями и ситуациями, которые порой кажутся безвыходными. В книге есть, над чем поплакать и над чем посмеяться. Но главное – послевкусие от прочтения: вера в добро и искренняя надежда на лучшее завтра к вам вернется. О том, как создавался сборник этих рассказов, мы спросили у автора.


– Людмила, расскажите, кто научил вас слушать и слышать людей? Откуда это умение?

– Кто научил? Даже не знаю. Бабушка моя всегда говорила, что если хочешь, чтобы тебя услышали, то нужно научиться слушать самой. Не могу сказать, что этим умением я обладаю в полной мере. Но стараюсь. Ведь когда слушаешь человека, можно узнать о нем, да и о себе много нового. Главное – не перебивать. В этом вопросе я совершенно согласна с Сократом: «Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили».


– А когда вы начали писать? Это было хобби, или вы изначально рассматривали такой вид деятельности как вашу будущую профессию?

Писать я начала не так давно - около двух лет назад. Были в юности попытки пробы пера, но тогда у меня находилась масса других дел, и я не рассматривала это занятие как будущую профессию. Да и после того, как начала вести блог на платформе «Дзен», не могла даже предположить, что это перерастет во что-то более серьезное. В какой-то момент захотелось получить оценку не только читателя, но и экспертов. И была одна литературная премия, потом другая, и вот только тогда поняла, что да, это серьезно.


– На презентации отметили, что все истории основаны на реальных событиях и у каждого героя есть прототип. Как вы находите этих людей?

Герои моих рассказов – обычные люди. Но в то же время – уникальные. Потому что несут в себе то, что я называю светом. Есть в них что-то такое, что доступно каждому, но о чем мы в ежедневной суете частенько забываем. А они помнят. Милосердие, вера, доброта, любовь… То, без чего этот мир давно уже прекратил бы свое существование. И эти люди не небожители. Они живут рядом с нами, ходят по тем же улицам, сидят за соседним столиком в кафе, водят своих детей в тот же детский сад или школу, что и мы. Они такие же, как мы. Может быть, потому герои моих рассказов так близки читателю. Каждый, кто коснется их жизни, прочитав историю такого героя, узнает в нем себя. Ведь все, чем наделены герои этих рассказов, есть в каждом из нас.

Где я их нахожу? По-разному. Кто-то приходит после того, как подписывается на мой канал в «Дзене» и, читая, решается рассказать свою историю. Иногда это случаи из жизни моих друзей или знакомых. А иногда и вовсе незнакомых людей, которые откуда-то узнают, что я собираю подобные истории, и принимают решение поделиться со мной своей. Но каждая такая встреча и каждая такая история – судьбоносна, потому что она так или иначе изменит мою жизнь и чью-то еще. Я так же, как и читатели, беру от историй этих людей что-то для себя.


– Вы так же уточняли, что первыми ваши рассказы читают те, с кого они были написаны. И только после одобрения вы их публикуете. А были ли случаи, когда люди оказались недовольны?

Нет. Таких случаев не было. Может быть, потому, что, когда человек решается рассказать свою историю, это всегда очень непросто. Не каждый готов вывернуть душу наизнанку, да еще и на публику. И если уж он решился на это, то уже готов к тому, что прочтет в рассказе, написанном мной. Для кого-то это своего рода терапия. Попытка переосмыслить то, что было, посмотреть на свою жизнь под другим углом.

Конечно, все, кто становится прототипами героев моих рассказов, знают, что я никогда и никому даже намека не дам, о ком идет речь, но все же это тяжело для прототипов. Потому что простых историй попросту не бывает. Каждая из них уникальна, ведь это чья-то жизнь. И я напишу рассказ, читатель его прочтет, а человек, рассказавший историю, которая станет основой этого рассказа, все это прожил. И не всегда у читателя получается понять мотивы, которые двигали героями в тех или иных ситуациях и поступках, ведь у каждого из нас свой взгляд на этот мир.


– Если все истории и герои реальны, то какова ваша миссия? Вы же не только пересказчик. Что, по-вашему мнению, своего вы вкладываете в эти истории?

Я не могу назвать то, что делаю, столь высокопарным словом, как миссия. По-моему, миссия – это что-то масштабное, далеко идущее, с оттенком фанатизма. Для меня все гораздо проще. Есть люди, которые доверяют мне историю своей жизни. И мое дело рассказать эту историю так, чтобы она легла на сердце кому-то еще. Может быть, утешила, подарила надежду или просто помогла бы посмотреть на какие-то моменты собственной истории под другим углом. Мне кажется, что таких историй, несущих в себе что-то светлое, нам всем сейчас очень не хватает.


– Действительно, ваши рассказы буквально пронизаны теплотой и заканчиваются если не хеппи-эндом, то уж точно надеждой на него. В жизнях прототипов ваших героев все также радужно или бывало, что счастливый финал вы придумывали сами?

Нет. Никогда не придумывала ничего и не добавляла. А зачем? Я тщательно отбираю истории, о которых буду писать. И, мое твердое убеждение, никогда ни один писатель не придумает того, что напишет сама жизнь. Она та еще затейница.

К тому же, далеко не все истории заканчиваются хеппи-эндом. Вы верно заметили, что в некоторых из них окончание – это лишь надежда на то, что все будет хорошо. И часто финал открыт, потому что герои – это реальные люди. Но мы все живем надеждой. Надеждой на то, что все наладится и будет лучше, чем вчера. Забери у нас эту надежду - что останется?


– Что бы вы сказали читателям, которые впервые возьмут ваши рассказы, зачем они им, и чем, может быть, помогут в жизни?

Честно? Не знаю, что бы сказала. Невозможно, да, думаю, и не нужно, делать рекламу чьей-то жизни. Возьмите, прочтите, научитесь чему-то… Все это не то. Любому человеку прежде всего интересна собственная жизнь, а не чужая. И, если уж он берет в руки книгу с чьей-то историей, думаю, сам решит, зачем она ему понадобилась. Что именно он хочет найти на страницах этой книги и захочет ли вообще что-то искать.

Могу, наверное, сказать лишь одно. В каждой истории, в каждом рассказе, написанном мной, есть то, что необходимо каждому из нас. Надежда на то, что есть хорошие люди, и их много. Гораздо больше, чем принято думать в наше время. И эти люди рядом. Стоит лишь оглянуться по сторонам.


– Спасибо за вашу искренность. И все же, когда заканчивается работа над любым проектом, у автора, как правило, есть время насладиться моментом и отдохнуть, либо такого времени нет. У вас какие планы на будущее?

Сейчас я работаю над новой книгой. Она должна выйти в ноябре. Это будет еще один сборник рассказов о тех, кто знает не понаслышке, что такое любовь. Знает и несет ее в этот мир, часто даже не задумываясь над тем, насколько может изменить его своей жизнью, наполненной этим прекрасным чувством.


Анна Кокорина
Другие Интервью

Старший научный сотрудник Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН Александр Воеводский рассказал о роли Советского Союза в борьбе против режима апартеида в ЮАР в 70-х годах прошлого века.

02.10.2023 15:43:04

Режиссёр фильма «Миттельмарш» в интервью изданию «Евразия сегодня» – о том, как создавалась лента, как через историю зданий можно передать историю семьи и какие города могут стать съёмочной площадкой для новых фильмов.

28.09.2023 13:31:50

Старший преподаватель кафедры стран Восточной Азии Восточного факультета Государственного академического университета гуманитарных наук (ГАУГН) Андрей Волынский рассказал о факторах, повлиявших на налаживание стабильных связей постсоветской России с Китаем.

25.09.2023 18:30:19

Актер театра и кино, а также куратор российской программы Московского международного кинофестиваля дизайна – об отличиях между работой в театре и на киноплощадке, о процессе отбора фильмов для фестиваля, а также о культуре кино.  

25.09.2023 17:55:30