Алексей Маслов: «Китайские предприятия будут искать способы реализовать свою продукцию на российском рынке, поскольку внутренний рынок переполнен»

29 Июль 2019 10:45
Алексей Маслов: «Китайские предприятия будут искать способы реализовать свою продукцию на российском рынке, поскольку внутренний рынок переполнен»

Руководитель Школы востоковедения Высшей школы экономики доктор исторических наук Алексей Маслов в эксклюзивном интервью Международному пресс-центру «МКР-Медиа» рассказал о том, что даст российско-китайским отношениям создание двух новых зон свободной торговли рядом с границей России.

«Существует много форм свободных экономических зон (СЭЗ) в Китае, но так или иначе они нацелены на максимальное стимулирование инвестиций и производительности труда в отдельных регионах. При этом каждый регион получает cd. специализацию, и в данном случае и в данном случае зоны в Синцзяне и в Хэйлунцзяне должны стать сельскохозяйственными. В Синьцзяне это может снизить потенциальную возможность этнических конфликтов. Следует учитывать, что зона в Синцзяне должна преодолеть и еще одну проблему – вечную «дотируемость» этого региона из центрального бюджета. Это и вопрос повышения среднего ВВП на душу населения, сегодня в Синьцзяне он ниже, чем во всем Китае: около 3690 дол. против среднестранового около 4628 дол. Решение  о создании новых СЭЗ в Синьцзяне было принято еще в конце 2011 г., первая СЭЗ в Синьцзяне возникла в 2015 году».

По мнению политолога, новые зоны свободной торговли могут быть ориентированы на автопром и переработку сельхозпродукции.

«Главная задача – создать в районе Хоргоса и Кашгара точки импорта для автопрома, а также новые предприятия по переработке сельхозпродукции. Также непростая экономическая ситуация в Хэйлунцзяне. Если в 2017 году рост ВВП составил 6,4%, то в 2018 году он упал до 4,7% – ниже, чем в среднем по стране. Снизился и рост продукции с 5,4% до 3,7%, «схлопнулся» внутренний рынок провинции с 8,3% до 6,3%, а инвестиции в основные фонды  вообще приобрели отрицательную величину (- 4,7% с 6,2%), то есть идет отток инвестиций. Также упал экспорт и заметно возрос импорт. Это значит, что рядом с Россией располагается беднеющая провинция, которая по своим темпам и модели развития заметно отличается от остальных территорий Китая».

Алексей Маслов прогнозирует, что появление новых зон свободной торговли способно исправить снижение ВВП и открыть дополнительные возможности для сотрудничества с Россией.

«Создание новых СЭЗ теоретически должно исправить эту ситуацию и привлечь новые инвестиции, однако главным вопросом остается общее замедление развития. Формально любые компании, в том числе и российские, могут прийти в эти регионы, учитывая, что обычно в СЭЗах заметно упрощено создание предприятий иностранного капитала, однако работать на «падающем» рынке иностранцам всегда сложно. А вот китайские предприятия в СЭЗ будут искать способы реализовать свою продукцию на российском рынке, поскольку внутренний рынок переполнен. Для нас это не столь интересно, так как сейчас главной задачей является восстановление производства национальной продукции. А вот вариантов сотрудничества открывается множество, создание производства органически чистой пищевой продукции для китайского рынка в Синьцзяне, строительство заводов по производству мебели или мебельных плит в Хэйлунцязне из российского леса, организация малого машиностроения, переупаковка российской продукции в китайских СЭЗ для дальнейших поставок на китайский рынок».

Напомним, что в 2019 году Китай создаст 6 новых зон свободной торговли. Две из них появятся рядом с Россией – в провинции Хэйлунцзян и Синьцзян-Уйгурском районе КНР. Провинция Хэйлунцзян граничит с Хабаровским краем и Еврейской автономной областью России, а Синьцзян-Уйгурский район - с территориями Казахстана, Монголии и РФ (республикой Алтай).

Андрей Курников


Календарь событий
16 июл
Пресс-конференция "Борьба с незаконным оборотом наркотиков" подробнее >>

14 июл
Пресс-конференция "Итоги работы омской полиции в сфере экономических преступлений за первое полугодие 2020 г." подробнее >>

14 июл
Пресс-конференция "Безопасность на воде" подробнее >>

Посмотреть все >>