Виктор Пушкарев: Необходимо ставить вопрос о сохранении собственного автопрома в условиях «сжимающегося» рынка

23 Январь 2023 13:48
Виктор Пушкарев: Необходимо ставить вопрос о сохранении собственного автопрома в условиях «сжимающегося» рынка

По мнению заместителя начальника отдела аналитики агентства «Автостат» Виктора Пушкарева, для обеспечения технологического суверенитета российскому автопрому необходима локализация производства всех важнейших автокомпонентов на территории страны. Эксперт отмечает множество вопросов к лицензированной сборке автомобилей китайских брендов в России, которые начинают занимать места ушедших зарубежных производителей.

 

«Если вы собираетесь запустить полноценное суверенное производство какой-то конкретной китайской модели автомобиля, то нужно создать и полноценный пул предприятий-поставщиков его автокомпонентов. Возникает закономерный вопрос, как это будет создаваться: путем полного «копирования» всех технологий и оборудования силами российских специалистов или закупкой всего этого «под ключ» у китайских компаний? На этот вопрос пока не слышно никаких комментариев от организаторов проектов. Причем под такой проект нужны колоссальные инвестиции, предоставить которые может только государство. А к возможностям инвестиций со стороны китайских автопроизводителей в российское производство я отношусь крайне скептически. В текущих геополитических и экономических условиях пока можно вести речь не о развитии, а о восстановлении автопрома. Ведь очевидно, что именно в вопросах восстановления утраченных поставок автокомпонентов и материалов для производств АВТОВАЗа и УАЗа и сосредоточены сейчас основные проблемы. И пути решения этих проблем уже хорошо известны: в срочном порядке – поиск новых зарубежных поставщиков из дружественных стран, а в долгосрочном – локализация производства на российских предприятиях. Однако, как уже многократно отмечено во всех редакциях стратегий развития российского автопрома, начиная с 2010 года, главная проблема – обеспечение рентабельности локального производства высокотехнологичных автокомпонентов», - рассказал Виктор Пушкарев.

Ссылаясь на оценки экспертов, представитель «Автостата» отмечает: для экономически выгодного производства значительной части автокомпонентов требуются объемы не менее 200 тысяч автомобилей в год на одной платформе – и возможности такого производства сейчас остались исключительно у АВТОВАЗа.

«В сложившейся новой геополитической обстановке, в первую очередь, необходимо ставить вопрос о сохранении собственного автопрома в условиях «сжимающегося» рынка. Вспомним, что в 2012 году на рынке была достигнута рекордная «планка» в 2,6 млн автомобилей. После кризиса 2014 года удалось вернуться лишь на объем 1,6 миллиона (в 2018-м), а сейчас, вероятнее всего, можно будет рассчитывать на уровень, близкий к 1 млн машин. На мой взгляд, в перспективе развитие автопрома в нашей стране будет невозможно без непосредственного участия государства. Причем в настоящий период, в условиях серьезного дефицита федерального бюджета в ближайшие три года, Правительство РФ должно сконцентрировать усилия и ресурсы для поддержки и развития компании «АВТОВАЗ» – единственного российского производителя, составляющего основу отечественного автопрома и имеющего реальный потенциал для суверенного и рентабельного производства автокомпонентов. Ну а расширение рыночного ассортимента новых автомобилей можно будет обеспечивать за счет импорта, который легко регулируется», - отметил Виктор Пушкарев для Международного пресс-центра МКР-Медиа.